Обзор CMS OpenCart

Обзор CMS OpenCart - обзор от site-builders.ru
Дата:
19.09.2018
Наша оценка:
Отзывы:
0
Автор обзора:
Сергей Гаврилов

OpenCart — CMS с открытым исходным кодом для создания интернет-магазинов. Предлагает расширение базовой функциональности за счёт платных и бесплатных модулей от сторонних разработчиков. Обладает большим пользовательским сообществом, которое помогает развивать проект и формирует базу знаний, разбирая возникающие вопросы на тематических форумах и сайтах.

OpenCart достаточно прост для того, чтобы создать на нём интернет-магазин, не имея навыков программирования. Для выполнения более сложных работ по кастомизации сайта всегда можно найти квалифицированного исполнителя: система пользуется популярностью, поэтому многие разработчики с ней хорошо знакомы.

Несмотря на высокую функциональность и одновременную простоту, у этой CMS всё же есть свои недостатки. Они не мешают создавать и развивать интернет-магазины, но могут сказаться на удобстве работы с системой. Но прежде чем делать какие-то выводы, давайте познакомимся с OpenCart поближе.

Дизайн и работа с шаблонами

На OpenCart, как и на любой другой CMS, нет визуального редактора для изменения внешнего вида сайта. Если вы хотите серьёзно кастомизировать дизайн, то придётся поработать с файлами шаблона. Это потребует навыков программирования. Без них есть два варианта: выбрать другой шаблон, который лучше подходит для реализации идеи, или обратиться за помощью к специалистам. Для управления темами в административной панели есть раздел «Дизайн». Через него можно править файлы шаблона, настраивать языки, баннеры и SEO URL.

В принципе, можно обойтись без правки файлов, если подобрать подходящий макет. Благодаря сообществу пользователей вариантов дизайна очень много. Найти привлекательный шаблон можно и среди бесплатных предложений, но если вы готовы заплатить, то выбор станет ещё больше. Премиум-дизайн обойдётся в 40-70 долларов. Это разовое вложение, после оплаты и скачивания шаблон можно использовать на разных сайтах.

При выборе дизайна для сайта обратите внимание на несколько деталей:

  1. Версия движка, для которой разработан шаблон. Если не подходит, ищите другой вариант.
  2. Адаптивен ли макет. Клиенты будут заходить на сайт с разных устройств.
  3. Какие возможности предлагает шаблон по настройке внешнего вида без правки кода.

При покупке платной темы обычно есть возможность посмотреть через демо-режим, как она выглядит. Если нет полноценного демо, должны быть хотя бы скриншоты или видео. Не забывайте смотреть на рейтинг и читать отзывы других пользователей. Можно не акцентировать внимание на комментариях о внешней привлекательности, но если в отзывах есть сведения об ошибках при установке шаблона, то обязательно учтите их, прежде чем совершать покупку.

После скачивания темы на компьютер вы получите архив с вложенными файлами. Внутри будут папки catalog, image, system, admin. Перенесите их в корневую папку интернет-магазина, подтверждая замену файлов при совпадении.

Чтобы установить загруженный шаблон на сайт, зайдите в административную панель, откройте раздел «Система», выберите «Настройки» и перейдите на вкладку «Магазин». Найдите поле «Шаблон» и выберите тему, файлы которой вы только что положили в корневую директорию сайта.


Функциональные возможности

С установкой OpenCart не возникнет никаких проблем, потому что на большинстве хостингов эта CMS разворачивается в один клик из административной панели. От веб-мастера требуется только привязать доменное имя, база данных будет создана и присоединена автоматически. Установить систему можно на любой сервер с поддержкой PHP и MySQL.

OpenCart построена по принципу MVC. Это значит, что данные приложения, пользовательских интерфейс и управляющая логика представлены в виде трёх компонентов, которые можно модифицировать отдельно друг от друга. Такой подход позволяет кастомизировать систему так, как захочет пользователь.

На базе OpenCart можно собрать интернет-магазин любой сложности. Базовая функциональность системы расширяется за счёт дополнений. Выбор очень богатый — около 9000 платных и бесплатных решений. В магазинах шаблонов доступны тысячи вариантов дизайна. Прибавьте сюда большое сообщество, которое постоянно улучшает систему, и вы получите CMS, возможности которой ограничены только вашими навыками и бюджетом.

При создании интернет-магазина можно обойтись без добавления модулей. Базовые инструменты поставляются в комплекте с движком. Фактически достаточно установить и немного настроить CMS, чтобы запустить онлайн-продажи. В списке встроенных модулей вы найдёте:

  • Рейтинг продуктов.
  • Отображение сопутствующих товаров. Позволяет увеличить среднюю сумму заказа, мотивируя покупателя приобрести аксессуары.
  • Блок с просмотренными товарами, который помогает посетителю быстро перейти на страницы, которые он ранее открывал.
  • Возможность добавления товаров в закладки без регистрации и авторизации.
  • Изменение размера изображения. Изначально на странице отображается небольшая фотография, но при наведении курсора появляется увеличенный фрагмент, который позволяет рассмотреть мельчайшие детали. Вы точно пользовались этой возможностью в других интернет-магазинах.
  • Скидки и купоны для привлечения новых покупателей и сохранения лояльности у постоянных клиентов.
  • Выбор способа доставки.
  • Отзывы клиентов. Посетители могут оставлять их, авторизовавшись через соцсети или написав своё имя.
  • Выбор налоговой ставки. Будет полезен магазинам, которые продают товар с разными НДС, а также для оптовых продавцов и предпринимателей, которые возвращают налог.
  • Выбор товара с упаковкой или без и автоматический расчёт стоимости в зависимости от условий.

Для нормального развития интернет-магазина необходимо следить за показателями продаж, а также анализировать характеристики товара и поведение покупателей. Для этого можно использовать встроенные инструменты сбора статистики, которые выдают сведения за указанный период: месяц, неделю или день. Например, с помощью статистики можно узнать, из каких регионов совершаются заказы, каков средний возраст покупателей, что чаще всего приобретали в отчётном периоде. Это позволит точнее определить целевую аудиторию, в соответствии с полученными данными скорректировать маркетинговую стратегию и увеличить показатели продаж.

С интеграциями со сторонними сервисами у OpenCart тоже всё хорошо. Организовать онлайн-оплату товара можно с помощью официального расширения «Яндекс.Касса». Вместо «Яндекса» можно использовать другие платёжные системы: например, Robokassa или PayAnyWay. Для общения с клиентами доступен модуль Jivosite, добавляющий на страницы сайта чат, в котором менеджер оперативно отвечает на возникающие вопросы. Для удобства покупателей можно добавить на сайт приложение для отслеживания доставки LiveInform — у него есть бесплатное расширение для OpenCart.

Главное, что все эти широкие возможности для организации онлайн-продаж завёрнуты в простую административную панель. Статистическая информация отображается на первой вкладке, которая открывается автоматически. Все инструменты для управления товарами спрятаны в разделе «Каталог», информация о заказах тоже собирается в едином интерфейсе, откуда ими удобно управлять.


Ценовая политика

CMS OpenCart распространяется по свободной лицензии. Движок можно бесплатно скачать с официального сайта или установить в один клик через административную панель на хостинге. Однако создание интернет-магазина в любом случае не будет бесплатным, потому что для его работы придётся регистрировать домен и покупать место на сервере у хостера.

Стоимость домена зависит от зоны и типа. Тематические домены стоят дешевле, чем территориальные. Например, стандартный для Рунета домен с окончанием RU обойдётся примерно в 199 рублей в год, а стоимость тематического адреса с окончанием SHOP может доходить до 3000 рублей.

При выборе хостинга (советуем AdminVPS) необходимо учитывать требования, которые к нему предъявляет CMS:

  • Apache
  • MySQl база данных
  • PHP 5.3 и выше и расширения, которые можно выключить на сервере
  • 128 Мб оперативной памяти

Бесплатные предложения рассматривать не стоит: даже если по описанию они подходят, на практике могут возникнуть проблемы с доступом к сайту при увеличении количества посетителей. Требования не самые высокие, поэтому можно легко обойтись минимальными или средними тарифами на хостинге — это будет стоить примерно 200-300 рублей в месяц.

Это обязательные расходы, которые нужно закладывать в бюджет при создании сайта на OpenCart. Если есть свободные средства, можно пустить их на оплату премиум-шаблона, модулей и услуг по настройке сайта.


SEO-оптимизация и продвижение

В движке «из коробки» доступны человеко-понятные URL (ЧПУ), что является плюсом. Чтобы включить их, откройте раздел «Система», выберите «Настройки» и перейдите на вкладку «Сервер». Включите опцию «Использовать SEO URL-адреса».

Минимальная SEO-настройка сайта выполняется в этом же разделе настроек на вкладке «Основные». Здесь добавляются мета-теги Title, Description и Keywords, по которым интернет-магазин будет индексироваться поисковыми системами.

Для более тонкой и глубокой настройки SEO нужно использовать модули. За некоторые придётся заплатить, но есть и бесплатные решения. С помощью модулей можно настроить хлебные крошки, которые будут отмечать весь путь посетителя по сайту, отредактировать URL, добавить шаблоны для повторяющихся мета-тегов.

В целом, движок хорошо оптимизирован и по умолчанию предлагает базовый набор SEO-параметров, однако для более эффективного продвижения необходимо править его файлы. В противном случае даже при включенных ЧПУ главная страница будет иметь адрес http://site.com/index.php?route=common/home, а у товаров и категорий будут появляться дубли.

Исправляется ситуация двумя способами: установкой SEO-модуля или ручной правкой файлов CMS. Последнюю можно выполнить самостоятельно, благо, русскоязычное сообщество создало большое количество материалов, объясняющих, как работать с движком. Другой вариант — заказать проведение оптимизации у специалистов. На биржах фриланса можно легко найти человека, у которого есть опыт настройки OpenCart.


Плюсы и минусы

OpenCart имеет огромное количество преимуществ, которые предопределили лидерство этой системы в нише создания интернет-магазинов в Рунете. Среди них:

  • Открытый исходный код, который позволяет сторонним разработчикам создавать модули и шаблоны для CMS.
  • Поддержка мультиязычности.
  • Возможность выбрать тему из тысяч платных и бесплатных шаблонов.
  • Встроенные магазинные модули, с помощью которых можно организовать онлайн-продажи.
  • Обширные возможности интеграции с российскими сервисами, в том числе для онлайн-оплаты товаров.
  • Простая административная панель, обеспечивающая низкий порог вхождения.
  • Большое русскоязычное сообщество пользователей, которые помогают развивать CMS: создают новые расширения и темы, формируют базу знаний, отвечают на вопросы на форумах.

Недостатки тоже есть. Главный из них типичен для CMS с открытым кодом — при установке модификаций от сторонних разработчиков есть риск получить проблемы с работой движка или уязвимость в системе безопасности. Поэтому к выбору дополнений нужно подходить с огромной осторожностью. Среди других недостатков отметим:

  • Необходимость приобретать некоторые расширения, несмотря на высокую функциональность базовой комплектации. Например, нет бесплатного решения для организации обратного звонка на сайте. Его можно только купить или написать самостоятельно.
  • Проблемы с SEO, которые кочуют из версии в версию и устраняются только после дополнительной настройки и установки расширений.
  • Ошибки в работе некоторых модулей после обновления движка из-за несовместимости версий.
  • Сложная форма заказа, которую тоже приходится редактировать, убирая ненужные для большинства пользователей Рунета поля.
  • Высокая нагрузка на сервер и проблемы с работой сайта при добавлении более 30 000 товаров.

Несмотря на перечисленные минусы, OpenCart становится всё более популярной среди разработчиков интернет-магазинов. И это объяснимо, потому что все недостатки можно исправить за деньги или бесплатно при наличии необходимых навыков.


Выводы

Выбор бесплатной CMS с открытым кодом для создания интернет-магазина оправдан только в том случае, если система имеет большое пользовательское сообщество. Это гарантирует высокий уровень безопасности, хорошую поддержку со стороны более опытных веб-мастеров и возможность постоянного получения новых расширений. OpenCart — как раз такой движок, который развивается благодаря комьюнити.

Его функциональность заточена строго под создание средних и крупных интернет-магазинов, и в этом главное достоинство системы: в базовой комплектации есть почти все необходимые инструменты для организации продаж и аналитики, а то, чего недостаёт, можно установить в виде модулей от сторонних разработчиков.

Подкупает и отличная интеграция с сервисами от «Яндекса», которые сильно помогают продвигать интернет-магазин в Рунете: «Маркетом», «Кассой», «Деньгами», «Доставкой». При этом если вы начнёте работать для клиентов из зарубежных стран, то и для них сможете обеспечить приемлемые условия оплаты и доставки товаров. Поэтому OpenCart точно заслуживает внимание веб-мастера, который хочет построить качественный интернет-магазин с перспективой расширения на западные рынки сбыта.


Конструкторы аналоги OpenCart

Альтернативы OpenCart можно перечислять долго. Все эти системы разные, но любая из них станет намного более удачным выбором по сравнению с OpenCart.

Отзывы пользователей

avatar